Куда плывёшь ты, Одиссей?..
Выход долгожданного продолжения франшизы встречал не без опаски, памятуя о предыдущей серии, приуроченной к юбилею бондианы, оказавшейся изрядно подпорченной чрезмерным увлечением режиссёра киберпанком, и о «Кванте», вышедшем уж вовсе никаким. Сейчас могу с уверенностью сказать: фильм не разочаровал.
Игра Дэниела Крейга отлична. Его агент 007 с каждой серией меняется к лучшему. Джеймс Бонд образца «Координат» превосходит Джеймса Бонд образца «Казино Рояль», как ни парадоксально звучит, своей уязвимостью. Да, это уже не моложавый качок, бьющий без промаха, крушащий врагов направо и налево, — он обзавёлся щетиной седоватого оттенка, сменил коктейль «Веспер» на более крепкий алкоголь, да и вражеские пули его отнюдь не щадят. Но, пройдя через столько бед и потерь, Джеймс окреп духом — и эта внутренняя твёрдость оказывается куда важнее, чем внешняя потрёпанность.
Торжество духа над материей видно и в других элементах картины. Как и 20-й юбилейный выпуск, «КС» насыщены электроникой, средства которой активно используют как террористы, так и борцы с ними, а также содержат отсылки к предыдущим сериям: «Умри, но не сейчас» (нестандартное оружие вражеского агента с боекомплектом из обеднённого урана, эпизод со скорпионом), «Лицензии на убийство» (пистолет Бонда со сканером отпечатков пальцев), «Осьминожке» (драка на крыше поезда), «Живёшь только дважды» («гибель» 007 в начале фильма), «Живи и дай умереть другим» (нападение гигантских рептилий), «Золотому глазу» (вражеская база среди руин, шутка «Q» про взрывающуюся авторучку) и, конечно, старый добрый «Астон Мартин» с геджетами времён «Голдфингера». Отличие в том, что подобные вставки не выглядят вычурно — напротив, помогают подчеркнуть, что сражение со злом невозможно выиграть «в пижаме у лэптопа». В схватке с врагами проверенные временем средства: честь, доблесть, отвага плюс охотничье ружьё и нож — оказываются куда верней, чем «самая надёжная система безопасности» и пресловутый сканирующийся ствол.
Интригующим выглядит и новое испытание, ниспосланное Бонду и его друзьям в виде нового всемогущего и коварного злодея Сильвы. Хавьер Бардем смог совместить в своём персонаже двух, казалось бы, несовместимых плохих парней. С одной стороны, это уже знакомый нам Джокер из «Тёмного рыцаря», с его иронией анархиста по отношению к оболочке «мирового порядка» над хаосом и сочетанием неуклюжего позёрства (крашеная шевелюра Хавьера смотрелась точь-в-точь, как небрежный грим Хита Леджера) с мистической вездесущностью. С другой, Сильва наделён и вполне человеческими чертами, характерными для антагониста уже упомянутого «Золотого глаза» в исполнении Шона Бина: озлобленностью, жаждой мести за разбитую жизнь и искалеченный облик, отсутствием компромиссов к главному герою, которого он стремится уничтожить как морально, так и физически. В дополнение к этому отмечу необычайно точную подборку дублёра в русской версии фильма, который схож с Бардемом как внешне, так и по темпераменту (порой мне казалось, что данную роль исполняет именно Олег Чернов).
Ещё одним открытием стала история начальницы Бонда «М», превратившейся из периферийного в центрального героя. Её персонаж весьма драматичен: некогда «железная леди» в результате крупного провала оказывается, подобно цитируемому ей «Одиссею», изгнанницей меж Сциллой и Харибдой в лице мстительного террориста и агрессивно настроенного члена парламента (Хелен МакКрори). Но, в соответствии с выбором мифического героя, «М» не намерена идти в тираж и готова сама сделать шаг навстречу судьбе. Здесь очень кстати звучит финальная строка лорда Теннисона, более известная у нас по книге Каверина «Два капитана»: «To strive, to seek, to find, and not to yield» («Бороться, искать, найти и не сдаваться»). Можно сказать, она стала девизом не только для «М», но для всех создателей «Координат Скайфолл».
Среди прочих удачных находок надлежит отметить возвращение в сериал двух полюбившихся персонажей: «Q» и Манипенни — и трактовку их образов. Юный герой Бена Уишоу, в отличие от мудрого наставника предыдущих Бондов Десмонда Ллевелина, в начале фильма является, скорее, идейным соперником Джеймса, настаивающем на приоритете грубой материи над духом, но в течение фильма ему предстоит пересмотреть свои взгляды. Раскрыт и секрет его позывного (к сожалению, в русском языке слово «quartermaster» пишется иначе и при дубляже выпало из контекста). Вечная союзница двойного нуля тоже представлена в ином свете: она принимает активное участие в операциях, ведёт не менее яркую жизнь, чем Бонд, появляясь в казино в эффектном наряде и ставя на кон целое состояние, да к тому же успевает отбрить самого Джеймса в прямом и переносном смысле. Правда, прочим спутницам непобедимого шпиона повезло куда меньше: одной из них в фильме мало, другой всего ничего. Похоже, что поиск истины для Бонда-23 прошёл под лозунгом: «Первым делом — рухнет небо, ну а девушки — потом».
Концовка фильма особенно хороша за счёт смены традиционного пейзажа финальной битвы, проходящей не внутри рушащегося здания или терпящего крушение транспортного средства, а на лоне суровой, но прекрасной природы Шотландии, откуда родом сам Джеймс. Возвращение агента к своим истокам сопровождается раскрытием ещё одной семейной тайны героя: мы видим фамильный склеп, где покоятся его родители, узнаём их имена, знакомимся с новым персонажем — егерем Кинсайдом в исполнении Альберта Финни, по типу весьма схожим с дворецким Альфредом. Песня Адель, сопровождаемая мрачновато-завораживающим клипом, основанным всё на том же месте действия, великолепна и в паре с вновь зазвучавшей темой Джона Барри создаёт истинную музыкальную атмосферу бондианы.
К сожалению, были в борьбе и поиске по созданию фильма также перегибы (когда наряду с вышеназванной хочется привести и другую цитату — из народной классики: «Куда гребёшь ты, Одиссей — ведь позади уж Енисей!»). К ним отнесу заставку-ганбаррел, которую логичнее было бы вернуть из конца обратно в начало, а также название картины, которому так и не удалось найти подходящего синонима в русской версии — наша студия предпочла лишь по-бондовски отмахнуться от него:
«- Skyfall?
— Закончили».
Кроме того, мотивы злодея не вполне ясны: интрига, завязанная в начале и грозящая вылиться в глобальное ЧП, сменяется иной, куда менее масштабной. В конце невольно задаёшься вопросом: кто же вышел победителем из той схватки? Да и сам 007, видимо, вспомнив о своей высокой миссии, в финале вновь превращается в суперагента, проходящего, подобно двум предыдущим сериям, огонь и воду целым и невредимым.
И всё же, при всех своих недочётах, фильм возвращает зрителю веру в неисчерпаемость истории Джеймса Бонда и в то, что в мире есть ещё люди, готовые не сдаваться и находить новые и новые идеи её развития. Куда заведут эти поиски, предсказать невозможно, но одно ясно точно: одиссея продолжается…
8 из 10
У вас в описании написано, что это «ужасы/триллер» Может стоит исправить? А то кто-нибудь поверит и не пойдет в кино
Исправлено, спасибо 🙂
Оставить комментарий
Афиша кинотеатров Смоленска. Анонсы фильмов, трейлеры, биографии актеров.
Рубрики
Listis
Новости Смоленск 2.0