В чужой шкуре
Наверное, этим фильмом можно с определенной уверенностью вычислить в себе психопата и потенциального серийного убийцу. Все до банального просто. Если вам не понравилось – поздравьте себя, как только у вас пройдет отдышка после побега из зала: вы вполне себе здоровый член социума. В противном случае вы – психопат, можете начинать закупать оптовые партии антидепрессантов.
А если серьезно, то к «Маньяку» надо быть готовым. Не столько даже из-за его натуралистичности – хотя и это не все способны вынести, люди, покидающие зал после второго скальпа, тому лучший пример. Самый смак – это способ ведения повествования. Частично использовавшийся еще в оригинальном фильме 1980-ого года – да, данная лента суть не более, чем римейк широко известного в узких кругах хоррора – здесь он доведет практически до абсолюта. Речь идет о съемке «от первого лица».
О, геймеры будут в восторге: такой детализации ни в одной игре не встретишь. Одно дело – смотреть фильм про расследование серии убийств, и даже сам серийный убийца в главной роли не произведет такого эффекта. Ведь совсем другие ощущения возникают, когда смотришь на мир глазами этого тронутого на голову асоциального элемента. Невольно, почти на подсознательном уровне оказываешься вынужден ассоциировать себя с ним. Но главное – это возможность полностью прочувствовать его изнутри. Абсолютно. Чего, как оказалось, никакими сюжетными и вербальными ухищрениями не добиться – только беспристрастный взгляд камеры способен подарить всю эту гамму впечатлений.
Естественно, впечатлительным людям подобное лучше не смотреть. Безжалостный объектив хладнокровно фиксирует не только мигрень и галлюцинации нашего скромняги, а также улыбки прелестных девичьих лиц, но и их же гримасы, искаженные агонией и предсмертным ужасом. Не говоря уж про все остальное – в такие моменты начинаешь жалеть, что индустрия кино настолько продвинулась вперед в создании спецэффектов. И никто не стыдливо не отведет в сторону камеру – главному герою нужно быть предельно сосредоточенным и сконцентрированным, нельзя терять зрительный контакт, ведь тогда «мамочка» сможет уйти. Этого нельзя допустить.
Психиатрам, кстати, фильм тоже может понравиться – такая-то благодатная почва для анализа! Лучшего тренажера и не придумаешь. Просчитывать и вычислять все комплексы, расстройства и заболевания героя им наверняка будет невероятно увлекательно, особенно если учесть вышеуказанный способ подачи и взаимодействие героя к окружающими его людьми. Плевать, что это «всего лишь фильм» – режиссер Франк Халфун вместе с оператором Максимом Александром и ватагой сценаристов сделали повествование максимально реалистичным, под стать художественному оформлению.
Из которого, кроме эффектов, особенно выделяется освещение, падающее на декорации. Эта основа всякой атмосферы здесь отточена и скрупулезно выверена до деталей, благодаря чему сама картинка давит на психику зрителя не хуже происходящих на экране событий. Тьма, мрак, холодные полутона – даже день, проведенный в парке у пруда, омрачается головной болью, чья пелена застилает глаза и закрывает скупые лучи солнца. Темный мир психического лабиринта, порожденного смятенным разумом, который, к тому же, не слабо усугубляет классический такой синтипоп годов 80-ых, здорово бьющий по мозгам. Вся обстановка подчеркивает внутренний хаос маньяка, точнее то, как этот хаос влияет на восприятие им окружающего мира. Разумеется, исключительно негативно, но самое страшное – даже в этом негативе присутствует определенный шарм.
Какое-то дикое, то ли первобытное, то ли злодейское очарование. Впрочем, злодеи, как правило, ведут себя сколько-нибудь осмысленно, здесь же, очевидно, идет отражение самых страшных внутренних демонов, да и те далеко не у каждого человека сидят. Этому невозможно сочувствовать, но это получается понять (Боже, я и вправду психопат). Хочется верить, что это просто мощно стилизованное изображение так влияет на просмотр, но всегда ли такие желания сбываются? Наверное, все дело в пресловутой камере. Против своей воли представляешь себя, в обход актера, на месте маньяка, тем самым прекрасно осознавая его безумные мотивы.
К сожалению, по достоинству оценить работу самого Элайджи Вуда нам, российским зрителям, так просто не удастся. Частые отражения во всевозможных зеркалах и редкие ракурсы от третьего лица хоть и позволяют взглянуть в обезумевшие глаза очень убедительно застывающего в страхе и нерешительности актера, представить всей картины заведомо неспособны. В оригинале тут в дело вмешивается его голос – именно по тому, как он им манипулирует, как они им играет, надо бы рассуждать о том, насколько он справился с поставленной задачей. Увы, мы можем слышать лишь его дублера, который, впрочем, оказался таки неплох.
В общем, осторожно. Вас предупредили. Кино очень специфическое, не каждый день видишь, как трэш про садиста превращается в какой-то дикий арт-хаус. Да еще и облагороженный столь своеобразной подачей материала, позволяющей в буквальном смысле взглянуть на мир по-новому. Безжалостно, отрешенно, импульсивно… и еще много других наречий, поголовно окрашенных в черный цвет. Все еще не верите, что вас это может увлечь? Сходите, посмотрите, проверьте, насколько вы безумны.
А я пока пойду проглочу еще пару таблеток.
Оставить комментарий