Экскурсия с фейерверком
Ох, недобрые чувства в этом году Голливуд питает к Вашингтону. Уже второй раз меньше чем за полгода он стремится подорвать ко всем чертям Белый Дом, попутно сместив президента США с его должности прямиком в загробный мир. Что-то похожее было и в прошлом году, только с Белоснежкой – ее дважды подряд заставляли просыпаться и наводить порядок в унаследованном царстве. Пожалуй, даже еще одну параллель можно провести: Сандерс по сравнению с Сингхом был настолько же более серьезным и жестким, как и Фукуа по сравнению с Эммерихом. Иными словами, «Штурм Белого дома» – легкая летняя экскурсия на свежем воздухе, по сравнению с «Падением Олимпа». Но лишь по части жанра.
Достаточно взглянуть на их возрастные рейтинги – беспощадный R у Антуана против милосердного PG-13 у Роланда – чтобы понять, что хоть фильмы и повторяются, порою, чуть ли не в мелочах, между ними, тем не менее, больше различного, чем общего. Если Олимп падал со свирепым лицом Джерарда Батлера, не желая уступать без крови и пота врагу ни пяди родной земли, то Татум отбивается о Штурма как будто бы шутя, без стеснения гоняя по всему Белому Дому и его окрестностям, да так, чтобы кровь была видна только на его потертой белой майке. Странно только, что он не бегал босиком по битым стеклам в Овальном кабинете…
Эммерих сделал свой фильм легким, бесхитростным, по-настоящему летним, и не строящим иллюзий по поводу своего предназначения. Сказать, что сюжет несколько наивен, а отдельные его повороты – знакомы, это не сказать ничего; но, с другой стороны, Джеймсу Вандербилту, сценаристу, из все существующих в кино банальностей и условностей удается выбрать самые милые сердцу, которые вроде бы должны вызывать отторжение своей приторностью, но, вместо этого, наоборот радуют своей беззаботной простотой.
Отважная маленькая девочка, которая не только ведет видеоблог, но и помогает взрослым дядям; добрый, прямо таки сахарный президент, готовый презреть опасность в трудную минуту; робкий, но обещающий себя проявить в финале экскурсовод. «Неожиданные» предатели, глупые лидеры, бессмертные герои, мрущие пачками злодеи, и обязательно – падающий американский флаг. Последнее, впрочем, было проделано не столько с пафосом, сколько с какой-то прямо таки постмодернистской издевкой: Звезды и Полосы полетили вниз удивительно невзрачно и вообще чуть ли не случайно. А главное – на кону не какая-то там Америка, а весь мир! Который спасают (ой, это, наверное, спойлер?) в последнюю секунду!
Все это не раздражает, а умиляет. Во многом, благодаря персонажам – они вызывают гораздо больше симпатий, чем, кажется, изначально рассчитывали авторы. Да и количество их более чем внушительно для фильма, в котором осаждают один-единственный дом, пусть и главный в стране. Впрочем, чего еще ждать от человека, у которого даже в драме о средневековой Англии проглядывались нотки мегаломании? Эммерих просто не может отказать себе в удовольствии запихать в фильм всего и побольше. Надо признать, что со «Штурмом» в этом отношении они малость переборщил, слишком поздно заметив, что лишился чувства меры.
При том, что хронометраж у «Штурма» и «Падения» примерно одинаковый, первый кажется гораздо длинее из-за огромного количества различных событий в различных локациях. Не возникает, конечно, особенного вопроса о том, куда ушли бюджетные деньги, зато возникает недоумение по поводу того, стоило ли их тратить в таком количестве? Многие сцены в фильме можно было бы смело сократить, некоторые – вовсе убрать, и если бы фильм длился лишь полтора часа, он бы от этого только выиграл.
Возвращаясь к персонажам – даже террористы вызывают не злость и праведный гнев, а любопытство. Стереотипные, но колоритные, Кевин Ранкин и все чаще мелькающий на широком экране фактурный Джейсон Кларк – парочка от Бога, не просто играют, а развлекают зрителя на полную катушку, при том, что зачатки комедийности сидят лишь в одном из них. Это не говоря уже про их сопартийцев, которые иной раз могут удивить даже простым русским «Врешь! Не уйдешь!». В их компанию прекрасно вписываются юная (и талантливая!) Джои Кинг вместе с аляповатым Николасом Райтом.
Старая гвардия представлена ярким, слегка гротескным Джеймсом Вудсом и Ричардом Дженкинсом – последний тоже зачастил светиться в относительно крупных премьерах, что, впрочем, не может не радовать. Да и Лэнса Реддика из-за возраста можно смело отнести к ним, даром что малоизвестен, зато забыть его будет просто невозможно, уж больно в глаза бросается военная выправка в его исполнении. А вот Мэгги Джилленхол грозит попать в эту лигу в свои небольшие 35, ибо выглядит она в фильме… скажем деликатно, старше, чем хотелось бы. А уж если после сеанса начать сравнивать с ее ровесницей, очаровательнейшей Джеки Джиари… остановимся на том, что Мэгги официоз совершенно не к лицу.
Но больше всего позитива исходит от пары Чаннинга Татума и Джейми Фокса. Даже несмотря на пулеотводную ауру, первому прекрасно удается сдерживать своего персонажа и не преврщать его в внебрачного сына МакКлейна. То, что он бессмертен, не лишает его простых человеческих эмоций и страхов; в об он идет лишь в отчаянной ситуации, да и то не без осторожности. Татум себя проявил много лучше, чем поначалу казалось, умудрившись наделить своего неубиваемого супергероя человеческими качествами. Что до Фокса, то он блестяще подтверждает свой звездный статус. Да и с персонажам ему повезло больше, чем Экхарту из «Олимпа» – президент ему достался не трусливый, а просто миролюбивый и чуть ли не утонченный, отзывчивый и понимающий. Что, впрочем, не мешает ему, обув джорданы и взяв в руки РПГ, на полной скорости выглянув из окна президентского лимузина, разнести к чертовой матери охранные ворота. Да, у Вандербилта с Эммерихом временами бывает своеобразное чувство юмора.
Наверное, американцы просто обиделись на Голливуд за то, что он еще раз покуролесил с одним из их символов. Иначе сложно объяснить, почему жесткий боевик Фукуа, с не менее жестким рейтингом, стартовал в прокате лучше, чем развеселое и легкое зрелище Эммериха, рассчитанное на существенно большую аудиторию. Однако, как бы то ни было, последнее оставляет впечатлений побольше, и сами они – получше. Эффектное летнее развлечение, которое не оставляет после себя ничего, кроме заряда позитивного настроя. Но разве нужно что-то еще?
Оставить комментарий