Нужды большинства перевешивают нужды меньшинства. Мало кто понимает смысл этого высказывания из «Стартрека» (а если точнее – из Чарльза Диккенса) лучше, чем Джей Джей Абрамс. Взявшись после нескольких фильмов за перезагрузку знаменитого телесериала Джина Родденберри, снятого в 60-е, первым же полетом своего космического корабля «Энтерпрайз» режиссер избавил франшизу от участи «культового» фильма для узкого круга фанатов, готовых без конца спорить о том, кто круче: Сиско или Джейнвэй (правильный ответ: Пикар). Его «Стартрек» понравился всем. Создателям «Стартрека 2.0» (или, если хотите, XI, он же «Звездный путь») удалось избавиться от ораторствующих подагриков с дурацкими прическами, столь характерных для предыдущих фильмов франшизы. Зато в нем стало больше энергии, динамизма и зрелищности. В то же самое время Абрамс сохранил уважение если не к духу оригинала Родденберри, то к созданным им действующим лицам. В работе над «Возмездием» он ни на йоту не отошел от этих принципов, а вернее – следовал им еще строже.
По примеру «Индианы Джонса: В поисках утраченного ковчега» «Стартрек: Возмездие» начинается прямо с головокружительной развязки приключения, полностью увидеть которое нам не суждено. С высоты мы наблюдаем за планетой, покрытой кричаще алой растительностью. Прыгающая камера показывает, как Кирк (Крис Пайн) и доктор «Боунс» МакКой спасаются бегством от стаи разъяренных белолицых туземцев в желтых капюшонах, однако их ждет верная смерть, потому что путь им преграждает отвесный обрыв. Как будто этого мало – Спока (Закари Куинто) сбрасывают на парашюте прямо в жерло вулкана: чтобы спасти всю планету, ему необходимо остановить извержение. От этого, на первый взгляд, нелепого образчика киноэкшна с великолепно-залихватской концовкой получаешь истинное удовольствие. Если этим летом зрителям удастся увидеть более волнующий и захватывающий дух эпизод, можно будет считать, что им крупно повезло.
После подобного начала вроде бы самое время перевести дух, но не тут-то было: создатели «Возмездия» незамедлительно поддают газу, и начинается фильм об охоте на человека. В архивах Звездного Флота в Лондоне взрывается бомба – кстати, Англия в 23 веке будет сплошь застроена «Лондонскими Огурцами» – и начинается погоня за террористом, одетым с иголочки ренегатом по имени Джон Харрисон (Бенедикт Камбербэтч). «Звездный путь», первый «Стартрек» Абрамса, критиковали за отход от заветов Родденберри в части отражения проблем реального мира, но «Возмездие» побило все рекорды ясновидения. Через считанные недели после событий в Бостоне мы смотрим фильм об охоте за взрывником, в ходе которой Кирк получает приказ забыть о справедливом суде («Я эту сволочь в порошок сотру!») и уничтожить Харрисона с помощью фотонных торпед-невидимок. Такое вот политическое убийство по-стартрековски. Того и гляди, студенты скоро будут получать свои законные три балла за курсовики с названиями типа «Бен Ладен, “Стартрек” и возмездие по-американски»…
Харрисон в исполнении Камбербэтча хоть и одевается словно модель с обложки GQ, по сути дела представляет собой армию, состоящую из одного человека: он в одиночку расправляется с целым гарнизоном вооруженных до зубов мародеров, не моргнув глазом, переносит жестокие побои Кирка и собственноручно задает жару солдатам Федерации. При этом, как и следовало ожидать от актера, с успехом сыгравшего как Шерлока Холмса, так и Стивена Хокинга, его Харрисон – это не только мускулы, но и мозги. Возможно, в его генеральном плане есть что-то от безумной логики сумасброда Сильвы из «Скайфолла», однако невозмутимая манера игры Камбербэтча позволяет избежать всякой банальности. Об уровне его актерского мастерства свидетельствует хотя бы то, насколько амбициозным и пугающим остается Харрисон на протяжении всего фильма. Это впечатление не могут разрушить даже невообразимо злодейские музыкальные темы, которыми сопровождаются его первые появления на экране.
Если в первом фильме было показано, как экипаж «Энтерпрайза» становился единым целым, то для того, чтобы победить Харрисона, им необходимо разделиться. Актерский состав «Возмездия» весьма силен, и привлекательные очертания будущих медиакумиров вырисовываются вполне отчетливо. Вас порадуют крепнущим бромансом Кирка и Спока, дурацкими афоризмами Боунса и – о чудо из чудес! – явлением стального Сулу без меча. Впрочем, для того чтобы глубоко прикипеть к героям, времени у зрителя все же маловато. То же самое можно сказать и о непрерывном поединке интеллектов между Кирком и Харрисоном. На протяжении всего фильма от них ожидаешь чего-то в духе Ганнибала Лектора и Клариссы Старлинг, однако эти надежды если и сбываются, то не в полной мере. Абрамс мастерски умеет вводить личные моменты даже в самые горячие битвы. В этом отношении интересны линии Кирка и Спока – первый учится быть капитаном, а второй дружить – но все же рамки фильма слишком тесны для того, чтобы эти эмоциональные эпизоды по-настоящему нашли отклик в сердцах зрителей и накрепко остались с ними.
Как и первый фильм, «Возмездие» изобилует отсылками к истории «Стартрека», как телевизионной, так и экранной. Некоторые из них остроумны и изысканы, другие кажутся настолько очевидными и неуместными, что хардкорным фэнам, возможно, придется обращаться к Колинару. Приверженность основополагающим идеалам «Стартрека», будь то важность Первой директивы (невмешательство в дела инопланетных культур) или динамика конфликтов между инстинктом и логикой, пацифизмом и зверством, в «Возмездии» выражена даже сильнее, чем в «Звездном пути». Несмотря на все это, Абрамс решительно против того, чтобы уважение к «трекерским» традициям испортило ему все веселье. Кстати, не пропустите потрясающую шутку по поводу одного культового звукового эффекта!
К счастью, подобной игривостью пронизан весь фильм. Он сексапилен как в прямом (Кирк и две хвостатые инопланетянки), так и в переносном смысле: оператор Дэн Миндел сочетает в каждом кадре характерный для кинофантастики лоск с человеческой теплотой. Режиссура Абрамса эффектна, ярка (выбросьте 3D-очки, наденьте рэйбаны!) и, что гораздо более важно, талантлива. Его стиль находится где-то посередине между отточенной до механистичности работой Кэмерона и маниакальной интенсивностью Бэя. Он эффективен и в то же время свободен настолько, что кажется, будто режиссер импровизирует.
Работа со сценаристами Роберто Орси, Алексом Курцманом и Дэймоном Линделофом позволяет Абрамсу мгновенно менять интонацию (комическая ссора между влюбленными во время битвы переходит в трогательные размышления о природе страха) и использовать все возможные приемы для того, чтобы развлечь зрителя: драматический эпизод обезвреживания бомбы, сцена напряженных межрасовых переговоров, игра в кошки-мышки между двумя космическими кораблями, большим и маленьким, комичный персонаж Саймона Пегга, погоня на сверхсветовых скоростях, хаос прямиком из фильмов катастроф, Элис Ив в черном неглиже – это еще далеко не полный список. Срабатывает не все – в сравнении с начальными сценами финальный экшн хоть и хорош, но челюсть от него не отпадает, – и все же создается полное впечатление, что мы наблюдаем за работой истинного шоумена. Как и Лукас, Абрамс не любитель всяческих научно-фантастических прибамбасов типа холодного ядерного синтеза и межпространственных переходов. Он просто хочет, чтобы всем было интересно и весело.
Все знают, что дальше Абрамс будет снимать «Звездные войны», и соблазн еще раз проанализировать «Возмездие» в попытке найти ключ к «Эпизоду VII» очень велик. Режиссер явно предпочитает зеленому экрану обычные декорации, а прелестные нюансы – работам звездной компании ILM (обратите внимание на шлейфы космической пыли, которыми сопровождаются переходы на сверхсветовую скорость), не боится начальства и олдскульных безмонтажных съемок, а также отлично умеет снимать, как люди носятся по коридорам. Если он не будет спешить и в полной мере продемонстрирует свое фирменное умение создавать жизненные персонажи, мы получим фильм калибра «Империя наносит ответный удар». В одном из эпизодов Кирку приходится совершать прыжок через подпространство, быстрыми темпами превращающийся в патентованную фишку франшизы. В самый разгар этого опасного маневра компьютер корабля зависает, и в этот момент удержаться от того, чтобы не заорать «Используй Силу, Джим!», практически невозможно. И как тут с нетерпением не ждать 2015 года?
Оставить комментарий