Многое успел пережить на своем веку этот фильм еще до выхода прокат. Неоднократное переписывание сценария, инцидент с венгерской полицией, перенос премьеры и даже пересъемки, еще сильнее раздувшие и без того немалый бюджет. Казалось бы, пропащий фильм, который спасти может разве что чудо. Однако, вопреки всем законам Голливуда, хватило и общих усилий съемочной команды под чутким руководством Марка Форстера, чьи режиссерские способности столь масштабных фильмов доселе и не знали. «Война миров Z» – чтоб нашим прокатчикам за такое название всю жизнь китайские фильмы переводить – при всех мыслимых претензиях, получилась хорошей картиной.
Но прежде всего, всех читавших, либо рассчитывающих в обозримом будущем прочесть первоисточник Макса Брукса, нельзя не предупредить – из общего у этих произведений только название. О, и еще стена в Израиле. Даже трейлеры не были так жестоки к поклонникам романа, оставляя пространство для их фантазий и надежд, но фильм получился просто по мотивам мотивов. От мокъюментари не осталось и следа, все свелось к сплошному экшену и очередному зомби-апокалипсису. Который, впрочем, смотрится интересно и даже увлекательно, а еще может похвастаться оригинальностью.
Касается это в первую – и последнюю, впрочем – очередь самих зомби. Еще два-три фильма на подобную тематику, и твари начнут сперва прыгать как Халк, а потом и летать как Супермен. Ожившие мертвецы из «28 дней спустя» на фоне местных дергунчиков – флегматичные каракатицы; гиперактивные трупы несутся наперегонки, лезут друг на друга, громоздятся и бездумно рвутся вперед, преодолевая своим коллективным бессознательным самые высокие стены – стоит только захотеть.
Все это, в отличие от редких отрывков и постеров, производит ошеломительный эффект. Пожалуй, даже житель мегаполиса поймет, что все виденные им ранее скопления людей толпою не были, и вообще отличались высокой организацией и скоординированными действиями. Больше всего ужасаю и завораживают в фильме именно эти бездумные, бесчисленные, беспощадные в своем равнодушном стремлении заставить всех в радиусе пары световых лет замолчать орды.
Увы, стоит красавцам попасть в крупный план, на смену жутким, безликим монстрам приходят уродливые… клоуны. Цокающие обнаженными зубами, с выпученными глазами, эпилептически двигаясь, вблизи они вызывают разве что усмешку на пару с раздражением. Не столько отвратительные, сколько назойливые, способные выбесить на раз-два, либо так же быстро заставить рассмеяться. Неуклюжие, словно в пику своим спринтерским способностям. Будто настоящих зомби подменяют их глупые, гротескные копии. Глядя на них, становится ясно, почему у фильма подростковый рейтинг – не из-за стыдливо спрятанных оператором Беном Сересином отрубленных рук, а из-за нелепых уродцев. Которые, поодиночке, не то что взрослого не напугают, но детей запросто рассмешат. И без проблем испортят самый драматический момент фильма.
Впрочем, тот драматический момент непредсказуемостью похвастаться не может. Как и почти все в фильме. Штампы и клише здесь не хуже зомби громоздятся друг на друга, заполоняя все пространство сюжета, вытесняя зачатки оригинального на периферию и пресекая редкие его плоды на корню. Даром, что немного стран затронули показанные в фильме события, зато авторы отыгрались на самом сюжете, который уже ближе к середине в общих чертах несложно пересказать вплоть до последнего кадра.
Однако все это компенсируется постановкой: Марк Форстер заставил ленту буквально вырабатывать адреналин, на бешеной скорости пронося героев через все невзгоды, тяготы и лишения, лишь изредка позволяя себе немного притормозить. Никаких роялей в кустах, и мотивация – что важно – у главного героя есть, да еще и адекватная. Последнее – к слову о пересъемках, которые не только подарили столь необходимую вещь главному герою, но и лишили нас путешествия Брэда Питта в Россию.
Не зря они состоялись, скажем так. Еще сам Макс Брукс умудрился в своей книге, на фоне прочих национальных стереотипов, Священную Российскую Империю возвести до особого градуса абсурда, с тридцатьчетверками и ППШ. Что было уготовано нашей стране в фильме – лучше даже не упоминать, лучше лишний раз порадоваться вовремя проявленному благоразумию продюсеров, так что к последней трети «Война миров Z» превратилась не в клюквенный трэш, а в камерный триллер.
Что было довольно неожиданно после всех массовых побоищ, панорам утопающих в мертвецах городов и даже сцен в самолете (к слову, сам самолет – повод для гордости жителей Беларуси, авиалиниям которой плевать на Апокалипсис!). Развязка в исследовательском центре очень удачно разбавила стилистику фильма, который вдруг заиграл новыми красками, опять же неоригинальными, но интересными, которые, к тому же, позволили Питту разнообразить свою игру.
Надо сказать, фильм в немалой степени держится на нем. Особенно если учесть, что в своей «весовой категории» он на площадке был единственный, отчего еще ярче выделяется его персонаж среди десятка довольно невзрачных лиц. А своей игрой и продиктованными сценарием действиями рассказывает о персонаже и его прошлом куда больше, чем словами. И хоть когда-то было непросто представить его в фильме о зомби, надо признать, роль ему удалась на все сто, так что на фоне бесчисленных дергунчиков он смотрится как родной. Да и волосы длинные ему к лицу.
«Война миров Z» фильм не выдающийся, даже не блестящий, но качественный и увлекательный, на сто один процент летнее кино, которое смотрится легко и оставляет столь же легкое послевкусие. Жаль лишь, что отличной музыки Марко Белтрами критически мало, но это не портит впечатления от беззастенчивого хаоса, который творится в мире по ту сторону экрана. Бесхитростный до невозможности, который с одинаковым удовольствием смотреть будут и взрослые, и подростки… да и детям такое не страшно показывать, несмотря на рейтинг. Армагеддон для всей семьи.
Оставить комментарий