«Август. Восьмого» в Смоленске. Кинотрансформ… сознания
Миссия Джаника Файзиева «Догнать и переплюнуть Голливуд» выполнена – в российский прокат вышла самая крупномасштабная картина года – «Август. Восьмого». На производство фильма денег не жалели: по словам главы Фонда кино Сергея Толстикова, блокбастер о событиях Южно-Осетинского конфликта, отмеченного в летописи Отечества сакральной датой «8.08.08», является «фактически госзаказом».
Работа Файзиева – это одновременно и ошеломительный успех российского кино, и поражение, окончательный и бесповоротный отрыв от традиций, заложенных в основу отечественного кинематографа, ломка национальных архетипов киноискусства. Как бы мы ни восхищались операторским мастерством и высочайшим качеством визуальных спецэффектов, с помощью которых создателям фильма весьма убедительно и правдоподобно удалось показать ужасы войны глазами современного ребенка, чье сознание отформатировано компьютерными играми, «Август. Восьмого» представляет собой абсолютно успешную попытку ассимилировать менталитет русского зрителя под общепризнанные мировые стандарты
Хотим мы того, или нет, но подсаженный на американский блок-квест-наркотик зритель хочет видеть именно ТАКОЕ кино, вылепленное по хрестоматийной голливудской матрице «папа (мама) спасает дочь (сына), и пусть весь остальной мир катится к черту». Как и следовало ожидать, правила игры соблюдаются в соответствии с привычным трафаретом: главные герои в любом случае выживают в шквальном огне, второстепенные персонажи, которым не отводится решающей роли в судьбе основных действующих лиц картины, должны сгинуть, и – точка! Не имеет значения, что основная сюжетная линия, по сути своей, фантастична и оправдана лишь хаосом войны, безумие которого напрочь отвергает «формальную» логику мирной жизни.
Увлеченная новым поклонником хрупкая, прозрачная, как льдинка Ксения (Светлана Иванова) решается отправить шестилетнего сынишку Тему (Артем Фадеев) к родителям бывшего мужа в горную деревеньку под Цхинвалом. Почему бы и нет? Ведь папа Темы – настоящий «суперхиро» и по совместительству миротворец (Егор Бероев), утверждает, что о возможном локальном грузино-осетинском конфликте, о котором столько говорилось в последнее время, и речи не может быть! Увы… Такого обаятельного и лучшего в мире папку расстреливают на глазах у Темы из НАТОвского танка, и хрустально чистый мир ребенка, видевшего «смерть» на мониторе компьютера, разлетается на осколки. Он больше не хочет играть в бессмысленные стрелялки. Мальчик впадает в ступор, и спасти его от жестоких реалий войны может только мама, вопреки здравому смыслу преодолевающая все преграды! Образ матери, чья нежность и незащищенность, подчеркнутая реалистичными батальными сценами боев в городе, снятых предельно реалистично, в лучших традициях «Спасти рядового Райана», и «подкрашенная» сочными виртуальными мазками «Трансформеров», непременно выжмет слезу у зрителя, наблюдающего эту семейную драму. Маленькую трагедию, разыгравшуюся на фоне апокалиптической катастрофы растоптанного «демократией по-американски» народа. Публика в восторге, она аплодирует математически выверенной режиссуре, виртуозной операторской работе и искренней игре актеров, не осознавая, впрочем, какая беда постигла отечественный кинематограф, безнадежно утонувший в кассовом мейнстриме.
Дело отнюдь не в квестовых спецэффектах безупречно снятой картины, беда в трансформации, произошедшей в нашем сознании. Авторское российское кино (а в авторском подходе к режиссуре Файзиева нет сомнений) никогда не замыкалось на узком, чересчур личностном, субъективном восприятии исторических событий, оно всегда выходило за рамки частной жизни, показывая через малое – большое. Огромное, касающееся всех и каждого. Казалось бы, «Летят журавли» Михаила Калатозова – примитивнейшая альковная история, но, вместе с тем, эта lovestory, наполнена глубочайшим философским подтекстом, «Журавли» захлестывают зрителя пронзительной духовной силищей трагедии ВСЕЙ обожженной войной страны. «Август. Восьмого» — оглушительный кинотрансформ, который может действительно эмоционально сотрясать зал в течении двух часов экранного времени. Но затронуть глубинные душевные струны – вряд ли. Уж не потому ли, что боль, слезы и кровь мирных жителей Цхинвала, подвергшихся тотальному уничтожению, остались за кадром?
И все же, хочется взять… оптимистическую ноту. Будем надеяться, что этот фильм, являющийся достойным ответом проплаченному Саакашвили весьма сомнительному с точки зрения объективности фильму Ренни Харлина «Пять дней в августе», соберет в мировом прокате не только кассу. «Август. Восьмого» на понятном зарубежному зрителю языке кино расскажет, в чем же все-таки заключается превосходство русского воина над НАТОвским воякой. Истинная сила – в правде. Это и есть наша главная военная тайна…
Только цифры
В прокат поступило 1500 копий картины – абсолютный рекорд в России!
Общая площадь декораций составила 750 кв.м.
В съемках приняли участие около 1500 военнослужащих, в массовке снялись свыше 3000 граждан Южной Осетии и Абхазии – очевидцев конфликта, задействовано более 30 единиц боевой техники (БТР, танки, вертолеты).
На производство картины из Фонда кино выделено 250 млн. рублей, плюс – частные инвестиции. Общий бюджет блокбастера составил 16 млн. долларов.
Монтажом звука занимался американский звукорежиссер Боб Бимер, получивший четыре (!) «Оскара» за работу над фильмами «Скорость», «Гладиатор», «Рэй» и «Девушки мечты».
РП, Анастасия Петракова
Оставить комментарий