Главная » Silver Cinema, Современник, Фильмы, Центрифуга

Элизиум

8 июля 2013 Один комментарий Рейтинг КиноПоиск: ---, IMDB: ---
Элизиум

В 2154 году существует два класса людей: очень богатые, живущие на чистой, созданной руками человека, космической станции под названием Элизиум и остальные, живущие на перенаселённой разрушенной Земле. Безжалостный правительственный чиновник Министр Роудс не остановится ни перед чем для применения анти-иммиграционных законов и сохранения роскошного образа жизни граждан Элизиума. Когда неудачника Макса загоняют в угол, он соглашается взять на себя сложную миссию, которая в случае успеха не только спасёт ему жизнь, но и может привести к равенству этих поляризованных миров.

В главных ролях:
Мэтт Дэймон
Джоди Фостер
Шарлто Копли
Алиси Брага
Уильям Фихтнер

Рецензия от Дмитрий Карпюк

Нилу Бломкэмпу, дебютировавшему три года назад фильмом «Район №9», можно только позавидовать: в 30 лет снять зрелищный фантастический фильм напополам с неглупым социальным контекстом, которого не постеснялись бы самые серьезные сай-фай-авторы, дорогого стоит. Но с другой стороны — сразу же возникает вопрос завышенных ожиданий и проблема «второго фильма»: сможет ли режиссер достигнуть заданной им самим высокой планки, не разочарует ли? В случае провала можно заранее представить и злорадство вчерашних поклонников, и снисходительное и отчасти довольное бурчание кинокритиков. В «Элизиуме» Бломкэмп почти что идеально проходит испытание. Он с видимым удовольствием противопоставляет мир трущоб миру победившего капитализма — раю на земной орбите. Снимать неблагополучные опасные районы, которые в Латинской Америке называются звучным словом «баррио», у режиссера получается, как ни у кого другого, а вот экшн-сцены, коих в фильме немало, не всегда по достоинству можно оценить из-за «синдрома Гринграсса» — дрожащая камера и лихорадочный монтаж не дают понять, что же именно происходит. Впрочем, даже несмотря на эти приметы современного кинематографа, картина снята отменно. Другое дело, что сам сюжет не отличается особой оригинальностью и не тянет на нечто большее, чем на стандартную фантастику про противостояние верхов и низов.

История классовой борьбы, так или иначе, представлена в массе классических фильмов этого жанра, начиная еще с 1927-го года и «Метрополиса» Фрица Ланга. «Вспомнить все», «Код 46» и совсем недавние «Время» и «Параллельные миры» тоже использовали противоречие между богатыми и неимущими в качестве расхожей метафоры или просто как обрамление для романтических и приключенческих похождений главных героев. В «Элизиуме» при желании можно увидеть отсылки и к фильму Ланга, и к боевику Пауля Верхувена. Заводские рабочие будущего, надрывающиеся в чудовищных условиях, противопоставлены здесь главе корпорации «Армандин» Карлайлу, создавшему станцию «Элизиум». Один из этих рабочих, Макс (Мэтт Дэймон), получает смертельную дозу радиации. Теперь он во что бы то ни стало должен попасть в «лучший мир» «Элизиума», где достаточно полежать в устройстве, похожем на инфракрасную ванну из солярия, чтобы любая болезнь была диагностирована и вылечена. Прилететь туда землянину не так-то просто — нелегальных эмигрантов там совсем не любят и в лучшем случае ловко выдворяют назад на Землю, если не успели взорвать космические челноки с ними еще до посадки. За такой строгий контроль отвечает некая госпожа Делакруа (великолепная роль Джоди Фостер), железная леди с вечно поджатым ртом и идеальным знанием французского. Собственно, герою Дэймона придется схлестнуться в схватке именно с ней, хоть и не лично — для этого у нее есть психопатичный наемник Крюгер, готовый исполнить на Земле самую черную работу. Его прекрасно сыграл Шолто Копли, главный герой «Района №9», и его здесь не так просто узнать из-за густой бороды и совершенно иного образа, чем в дебюте Бломкэмпа.

Выбор Дэймона на главную роль — очевидный компромисс для фильма с большим бюджетом, и именно этот факт, плюс предсказуемость сюжета и ставит «Элизиум» в один ряд с другими фантастическим экшн-картинами последних лет. Да и вопрос о том, как именно решение сделать всех жителей Земли гражданами «Элизиума» справится с проблемой перенаселенности и загрязнения окружающей среды, режиссера явно волнует меньше, чем не прекращающееся ни на минуту действие. Зато сочетание компьютерной графики с вживую снятыми сценами мало у кого выглядит настолько естественно. Мир актеров на фоне зеленого экрана победил, кажется, везде, кроме личной вселенной Бломкэмпа. Хотя бы за это и за умение держать ровный и четкий ритм можно сказать ему большое спасибо.

Рецензия от Николай Долгин

Есть подозрение, что в России и близко бы не подпустили к кино человека, столь вопиюще некомпетентного в вопросах распила бюджета, как Нил Бломкамп. Истинные специалисты хватались бы за голову от отчаяния, силясь вразумить неопытного режиссёра дельными советами. Они бы остервенело долбили указкой в диаграммы, пытаясь выстроить у несмышлёного дурачка ассоциативную цепочку между кучей денег и собственным карманом, а потом устало застёгивали бы уцелевшую пуговицу на лохмотьях его последней рубашки, которую негодник каждый раз с готовностью на себе рвал. В результате даже дебютный «Район №9» у неумехи Нила выглядел в три раза дороже, чем на него было потрачено. «Элизиум» же вышел действительно в три раза дороже. Надо ли говорить, насколько охеренно смотрится новая картина этого безнадёжного упрямца?

Похоже, на небосклоне задавак с отточенным уникальным стилем окончательно разгорелась новая звезда. Так же как по одному кадру можно безошибочно диагностировать нервические фантазии Бёртона, столь же просто опознать и недетские памфлеты Бломкампа. Социальная фантастика, тотальное неравенство, безжалостность к своим героям, прогоняемым через настоящий ад, крутые техногенные прибамбасы и людишки, чьи внутренности весело разлетаются, как распотрошённый мешок с конфетами. Всего этого художественного своеобразия в «Элизиуме» — вагон и маленькая тележка, разве что без псевдодокументалистики обошлось.

Своим свежим фильмом Бломкамп закрепил за собой реноме автора самобытных историй, хотя именно как рассказчик он выступил в этот раз не столь безупречно. Быть может, давление возложенных надежд оказалось слишком велико – ведь аудитория слушателей выросла в разы, и весь земной шар стал концертным залом. Немудрено, что Нил пару раз запнулся и огорошено промычал нечто нечленораздельное. Вот и сюжет порой теряет гарцующую поступь, спотыкается и меняет подковы в пит-стопах образовавшихся заминок. Впрочем, чем ближе к концу, тем больше уверенности в себе чувствует режиссёр. Завершается его эпопея на такой мажорной и эмоциональной ноте, что следует рассмотреть серьёзную возможность рукоплескания.

Радость от фильма слегка омрачает ощущение, что его снимали два разных оператора. Один – эстет, превращающий зубодробительные кадры в настоящее искусство, где смакуется каждая нещадная деталь. А второй – шизофреник, который жонглирует камерой, словно боясь обжечься о раскалённую сковородку. Зла на него не хватает – на экране творится явно что-то очень зрелищное и техничное, но поди разбери, что именно. Видимо, чтобы сполна насладиться прекрасной натурой происходящего, на помощь придётся призывать видеоносители и замедленную перемотку.

Южноафриканское чудо Шарлто Копли как будто бы сыграл своего известного континентального соотечественника. Демонический персонаж словно бы сошёл со страниц каннибалистического псалтыря Корнея Чуковского. Местный Бармалей настолько брутален, что даже знакомство с крокодиловой утробой вряд ли примирило бы его с человеколюбивой философией. Скорее, он сам бы намазал на бутерброд несчастную рептилию, а на десерт попросил динозавра.

Что оскаровская лауреатка Джоди Фостер, что Мэтт Деймон, играющий гопоту с гуманистическими устремлениями, на фоне Копли выглядят потерянными детишками, которыми он вот-вот закусит. И это тот же актёр, что изображал офисного заморыша в «Районе №9», правильно? Страшно представить, чем его откармливал Бломкамп перед съёмкой, что бедолага так озверел. А ведь был в его карьере ещё и образ зажигательного и весёлого безумца в «Команде А». Похоже, Шарлто постепенно становится счастливым обладателем разнообразнейшего портфолио на все случаи жизни.

Некоторую тревогу внушает тот факт, что фильмы Бломкампа объединяет не только визуальная, но и сильная тематическая преемственность. Если он и в третий раз снимет то же самое, то у зрителя может выработаться иммунитет к его попыткам залезть обществу под кожу. Собственно, «Элизиум» уже воспринимается без того восторга от новизны, которой разил наповал «Район №9». Всё-таки от такого фантазёра подобает ждать революционных идей, а не повторения пройдённого. Хочется верить, в следующий раз Нил предпочтёт доказать, а не просто напомнить нам о том, что он классный. Помним, ждём.

Рецензия от Евгений Кузьмин

В музыке есть известное определение «артист одного хита». Подобный термин, кажется, теперь можно применить и к Нилу Бломкампу — режиссёр всех приятно удивил четыре года назад, но на второй раз вышла досадная промашка. И дело, увы, даже в не самокопировании.

Как и «Район №9», «Элизиум» — очень серьёзное кино с претензиями на глубокий социальный посыл. Перенаселение планеты, расизм, экономические неурядицы и голодающие детишки в Габоне – наверняка вся эта радость снится беспокойному южноафриканцу по ночам. И это действительно здорово, что остались ещё режиссёры, которые не стесняются поднимать важные темы в развлекательных фильмах.

Другое дело, что «Элизиум» — это глупая социалочка для учащихся начальной школы; такие сюжеты не стыдно использовать разве что для детских книжек из серии «Береги планету и будь хорошим».

В XXII веке на Земле творится полный ад, миллиарды людей живут в трущобах, все поголовно принадлежат к рабочему классу или вообще бездельничают. В это же время на космической станции пожинают плоды цивилизации красивые и здоровые люди; они говорят по-французски, носят модные стрижки и чинно гуляют среди красивых садов. Ещё у жителей Элизиума есть волшебные машины, способные за полминуты излечить все болезни.

К сожалению, режиссёр не потрудился нам объяснить – почему, собственно, всё так устроено. В завязке звучит предельно примитивный тезис: просто так, блядь, сложилось. Какой сюрприз! Люди, оказывается, не равны и находятся в разных условиях. И от этого совершенно не понятно, с какого чёрта зритель должен сопереживать нищебродам с Земли, которые стремятся в космос.

Очень показателен эпизод в начале фильма, когда толпа беженцев прибывает на Элизиум и врывается в жилые дома. Знаете, тут можно провести очевидную аналогию. Представьте, что вы проживаете в красивом городе, у вас шикарная квартира, гибридный автомобиль последней модели и чудесная работа. Но внезапно какие-нибудь папуасы из Африки высаживаются на вашей лужайке, насилуют любимую собачку, оставляют грязные следы на ковре, занимают лучшее место на диване перед огромным телевизором и заявляют, что тоже имеют права на все ваши блага. Интересная перспектива? А ведь кое-где есть законы, разрешающие расстреливать незваных гостей из дробовиков.

Главная проблема «Элизиума» в том, что Бломкамп даже не попытался хоть как-то подчеркнуть несправедливость неравномерного распределения благ. Жители космической станции вполне по праву занимают своё место в социальной иерархии, в то время как многочисленный пролетариат трудится на пыльной земле. Очевидно, что на всех просто не хватит ресурсов и комфорта – в такой ситуации в долгосрочном периоде человечество спасёт лишь жёсткая регуляция рождаемости (ну или огонь очищения мирного атома, да).

Окончательно фильм сдувается ближе к финалу, когда Бломпкамп предлагает абсолютно идиотское решение всех социально-экономических проблем. Такие сюжетные глупости органично смотрелись бы в худшей части «Трансформеров», но однозначно не в картине, где присутствует какой-то актуальный месседж. В общем, филантропам из соответствующих организаций на заметку: подарите всем желающим гражданство самой благополучной страны – это обязательно всех спасёт. А о судьбе этой самой страны думать, в принципе, уже не обязательно. Выходит самое отвратительное проявление коммунизма – если всем не может быть хорошо, пусть тогда каждому будет одинаково херово. Знаете, а ведь во времена Холодной войны постановщика за такую историю обвинили бы в государственной измене.

До самого конца нам кажется, что у «Элизиума» всё-таки есть какое-то второе дно – ну не может же быть здесь всё настолько примитивно! Однако общего смысла в картине оказалось не больше, чем в дурацкой истории про сурикатика и бегемотика – маленькая девочка зачем-то пытается растрогать персонажа Мэтта Дэймона неуместным рассказом про то, как зверюшки помогают друг другу. Тьфу! И для чего этот напускной драматизм?

Остаётся ещё пиф-паф и экшен-сцены. Увы, но самое вкусное мы видели в трейлере; всё остальное портит ужасно трясущаяся камера – буквально ничего не разобрать. Удачные визуальные находки, впрочем, имеются, но их до обидного мало – один из самых красивых моментов с «плавающей» камерой во время штурма шаттла длится жалкие пару секунд. Битвы сверхлюдей тоже не очень – главный герой чаще сгибается в конвульсиях, чем распечатывает упаковочки люлей врагам.

К слову, персонаж Дэймона вообще запредельно уныл. Бывший бандит слабо тянет на драматического героя, да и по ходу истории он как-то незаметно меняет мотивацию с личной на общегражданскую (и в это совсем не верится). Все зрительские симпатии определённо будут на стороне Шарлто Копли – шикарный безумный антагонист заслуживает явно больше экранного времени, чем все остальные лица, вместе взятые. Серьёзно, каждая реплика злодея – это радость для любого киномана; а уж про выдающиеся способности Крюгера по части изощрённых убийств мы и вовсе молчим. Мужик просто любит свою работу – и это прекрасно.

«Элизиум» цепляет лишь необычной стилистикой – вероятно, постановщик всё ещё мечтает снять экранизацию Halo. Земные трущобы органично контрастируют с кольцевидной станцией, а татуированные бедняки – с холёными богачами. Интересно разглядывать оружие, технику и футуристичные сооружения – в общем, в визионерских способностях Блокмпампа сомневаться не приходиться.

В остальном, к сожалению, «Элизиум» остаётся очень глупой и чуть более дорогой версией «Района №9». Наверное, когда кто-то зацикливается на одной и той же теме, да ещё и явно лажает с логикой и здравым смыслом – это явной нехороший признак.

Рецензия от Борис Хохлов

2154 год, человечество загадило планету и окончательно разделилось на два социума – на Земле живут бедняки, гробящие здоровье за гроши, а богачи переселились на космическую станцию Элизиум, где есть все, включая продвинутые медицинские капсулы, диагностирующие и исцеляющие любые болезни. Макс (Деймон) с детства мечтал попасть на Элизиум, а тут у него появляется весомый стимул – на производстве он получает смертельную дозу радиации, которая убьет его через пять дней. Единственный шанс выжить – добраться до одной из чудо-капсул на Элизиуме…

Невероятный кассовый успех «Района № 9» новичка Нила Бломкампа многих застал врасплох, но фильм был достоин каждого доллара из тех 210 миллионов, которые он заработал в мировом прокате. Технически отточенный фантастический боевик с обаятельным центральным актером, мощным гуманистическим месседжем и, самое главное, сделанный с душой не мог не найти отклика в сердцах зрителей. Второго творения Бломкампа нам пришлось ждать четыре года, но стоило ли оно того, ответить с ходу трудно.

Если начать с хорошего, то «Элизиум», безо всяких сомнений, масштабнее, эффектнее и основательнее «Района» – это большая голливудская фантастика с превосходно проработанным миром, качественными спецэффектами и звездой мирового уровня в главной роли. Честно говоря, после просмотра задаешься вопросом: на что мэтры блокбастеростроения ухитряются спускать по 200 с лишним миллионов долларов, если Бломкамп смог снять столь зрелищное и насыщенное экшеном и спецэффектами кино всего за 90 миллионов? Никуда не делись и гуманистический месседж, и душа, обеспечившие «Району № 9» культовый статус. Борьба маленьких, но стойких духом людей за мечты, право на счастье, саму жизнь по-прежнему занимают в «Элизиуме» центральное место.

Но из этого вытекает и проблема: увы, для Бломкампа это всего лишь повторение пройденного, рассказанное на новом техническом уровне, но не предлагающее ничего принципиально нового, выступление «начисто» после генеральной репетиции (которая и так прошла блестяще). Да, он расширил мир, углубил историю, добавил полутонов там, где их не хватало, ввел несколько ярких персонажей, но прошел уже когда-то исследованной тропой. Что само по себе не так уж и плохо (в истории, в конце концов, остался «Отчаянный», а «Музыканта» сейчас помнят только пуристы), но все же может разочаровать тех, кто после «Района № 9» увидел в Бломкампе бескомпромиссного реформатора жанра.

Интересно, что самая выигрышная роль вновь у Шарлто Коупли – его мерзотный наемник Крюгер влегкую убирает всех, кому не посчастливилось попасть с ним в один кадр. Авторитетов для него нет – будь то знатный харизматик Мэтт Деймон или оскаровская лауреатка Джоди Фостер, Коупли вновь показывает бешеную энергетику молодого Роберта Де Ниро. Вот только его актерский дар, кажется, куда как более разнообразный: сложно поверить, что забитый «товарищ Новосельцев» из «Района № 9», разбитной весельчак из «Команды А» и безжалостный убийца из «Элизиума» – один и тот же человек.

Рецензия от Роман Волохов

Вот и ускользнул Нил Бломкэмп из под опеки Питера Джексона, отправившись в сольное плавание по волнам кинематографа – и сразу же заприметил себе островок аккурат в фантастических владениях Дж. Дж. Абрамса. Только построить он на нем решил не парк развлечений, а трущобный городок с королевской резиденцией, в котором безжалостно проводит свои социальные эксперименты – даром, что в его распоряжении оказались куда большие средства, чем раньше. Вот только вместе с возросшим бюджетом возросла и ответственность, в первую очередь перед продюсерами, которые вложились в этот рай (в)неземной. Так что остается лишь гадать, что именно не самым лучшим образом повлияло на Бломкэмпа – творческая свобода, или давление инвесторов.

Но, увы, «Элизиум», после «Района №9» – это шаг назад. Прежде всего – в плане затрагиваемых Бломкэмпом проблем. Место ярко выраженного апартеида, со всеми его негативными последствиями, заняла спорная история об изоляции богатеев на стэнфордском торе (Джерард О’Нил был бы в восторге) от запертых на Земле бедняков. Оставляя в стороне связанные с ней логические промахи, можно лишь удивляться необычному решению превратить протагониста в антигероя – стоит только немного задуматься о его мотивах, как все сочувствие к этой эгоистичной натуре улетучивается, возвращаясь лишь в самом финале. Не сказать, что это плохо или хорошо, но для крупнобюджетного проекта, рассчитанного на массовую аудиторию и явно выставляющего главного героя с его окружением условно положительными персонажами… по меньшей мере непривычно.

В то же время, судя по акцентам и темпу повествования, Бломкэмп над этой составляющей особенно и не работал. Либо же его творческий запал остудили те же люди, на деньги которых и снимался фильм – очевидно, им по горло хватило нещадного возрастного рейтинга, чтобы рисковать еще больше, делая «Элизиум» фантастикой… не простой. Скажем, в лучших традициях Азимова или Брэдбери. Зато смотрится фильм легко и интересно. Вступление с прелюдией могут показаться затянутыми, но как только Мэтт Дэймон примеряет на себя экзоскелет, действие разгоняется до космических скоростей: локации сменяют друг друга быстрее, чем вращается Элизиум, а развитие событий планомерно заставляет персонажей искать новые и новые пути выхода из сложившейся ситуации.

Прямолинейность здесь очень условная: события сплетаются, расходятся, наслаиваются друг на друга и просто идут рука об руку, чтобы в один прекрасный – или ужасный – момент столкнуться, подарив всем участникам процесса новые проблемы. Предсказать, куда сюжет повернет в следующий раз, мягко говоря непросто, да и не возникает никакого желания. И пусть конечная цель ясна с самого начала, герои идут к ней самыми дремучими тропами – не искать же им легких путей, в самом деле! Это было бы слишком скучно. Здесь же времени на тоску просто не остается, но главное – при всех хитросплетениях, у героев не возникает никаких проблем с мотивацией! Вот что самое удивительно, что выгодно отличает «Элизиум» от многих фантастических – да и не только – лент. Даже антагонист в исполнении Шарлто Копли не вызывает особых вопросов – нам достаточно ясно дают понять, что он из себя представляет, чтобы он спокойно мог… поразвлечься.

Раз уж речь зашла о нем, то сложно поверить, что это тот самый Викус из «Района», рядовой работник госслужб, который, волею судьбы, был вынужден всеми силами бороться за свою жизнь, преодолевая бешеный страх и беспощадные гонения. Может, все дело в бороде, но он стал, во-первых, брутальной и огромной машиной для убийства, а во-вторых – чертовски харизматичной и жуткой, двуличной и безумной маньячиной. Причем отыгрывает все это Шарлто Копли на высшем уровне – что, если вспомнить еще и его комедийную роль из «Команды «А»», резко поднимает его актерские способности на новый уровень, уж никак не ниже уровня Мэтта Дэймона.

С которым, в свою очередь, не все так однозначно. Начать хотя бы с того, что ему досталась эта роль только после отказа от нее рэпера из Die Antwood и Эминема. Этот третий претендент, которому, в конечном итоге, и досталась роль, выглядит в ней несколько гротескно. Лысина ему идет, да и татуировки ничего, но, глядя здесь на него, первым делом вспоминается даже не бессмертный Джейсон Борн, а Уилл Хантинг. И хотя он эту проблему быстро преодолевает, начиная крушить и резать все на своем пути, периодически переводя дыхание от страха, какой-то незримый осадочек все же остается…

Кстати о резать и крушить – наблюдать за поединками этих двух терминаторов, особенно когда они в экзоскелетах – исключительно приятно. Было бы, если бы не оператор Трент Опалок. Про него вообще отдельный разговор – практически весь фильм он снял прекрасно, уверенно взирая сквозь объектив на панорамы как орбитального рая, так и милых сердцу Бломкампа трущоб и свалок (сложно не заметить любовь, которую тот к ним питает). Даже перестрелки его камера разглядывает чертовски увлекательно, грамотно используя рапиды, не говоря уже о более масштабных сценах, вроде различных крушений техники и захватов плацдармов.

Но стоит кому-то с кем-то начать драться – и все умения Опалока разом атрофируются, вместе с руками, которые начинают изгибаться под совершенно фантастическими углами и болтаться из стороны в сторону. Что особенно бесит в финале, когда интереснейший бой оказывается безбожно убит достигшим апогея операторским мандражом. Местами все становится и вовсе несмотрибельно, так что хочется взять… и отобрать камеру, установив на штатив в двух метрах от места схватки. Бедняга Дэймон будто кем-то проклят – операторы, по всей видимости, свято уверены, что экшен сцены с этим актером в принципе нельзя снимать как-то по-другому! Мистика.

Еще жаль, что самому Элизиуму внимания уделили откровенно мало. Показали его красоты, его обитателей, но что там к чему – не совсем понятно, и вызывает больше вопросов, чем ответов. Не говоря уже о несвойственных богатым людям глупостях, которые, похоже, нужны лишь чтобы оттенять героиню Джоди Фостер. Наверное, утрированный, но чертовски мощный персонаж, которого она также чертовски мощно сыграла – ее мотивация обоснованна и не вызывает особого отторжения, а небольшое развитие в самом конце ей идет лишь на пользу. Примерно в таком же ключе выступил и Уильям Фихтнер, разве что чуть менее ярко, но все равно отлично.

Впрочем, даже при таком раскладе с раем за небесами, картинка в фильме просто превосходная. На фоне многих прочих блокбастеров, здесь, по крайней мере, видно, куда ушли сто миллионов, хотя Бломкэмп себя малость разбаловал, если вспомнить бюджет и внешний вид «Района», даже при всем при этом он, пожалуй, один из немногих режиссеров в наше время, который, очевидно, аккуратно обращается с вверенными ему деньгами, не разбазаривает ими почем зря. Отчего не вызывает удивления рейтинг, подкрепленный достаточно кровавыми моментами – этот южноафриканец не стеснятся даже крупным планом показывать развороченное гранатой лицо, равно как и процесс, который к этому результату привел.

Так что, пожалуй, возвращаясь к главной проблеме «Элизиума», все-таки не продюсеры помешали Бломкэмпу, а он сам, точнее, отсутсвие направляющей руки. Джексон, может, и растерял былую хватку в своем «Хоббите», но «Район №9», теперь это уже очевидно, курировал умело. Из-за чего Нил теперь напоминает ребенка, который только учится ходить – стоило родителю перестать его поддерживать, как он стал падать, но не забывая при этом подниматься. Теперь остается лишь надеяться, что он научится не только ходить, но и бегать быстрее всех. И тогда кинофантастика, быть может, заиграет новыми красками.

Рецензия от Камышанский

Столица мира

До чего же не любит режиссер капитализм — аж подозрительно как-то. То у него просвещенные выходцы из Южной Африки терроризируют несчастных инопланетных креветок, то вот теперь вконец зазнавшиеся миллионеры с космической станции противостоят суровым земным дикарям. Шиш, никому эти буржуи не противостоят — 99 процентов человечества как обычно занимаются переделом собственности вместо ремонта родного края. А ведь, как говорилось в одном небезызвестном фильме, «я тоже хочу».

Фильм «Элизиум» повествует об обыкновенном бритоголовом уголовнике, который однажды — волею случая — получил производственную травму, но не простую, а такую, от которой излечить его сможет только специальный агрегат, который находится не на Земле, а где-то на космической станции «Элизиум», куда сбежали с вонючей планеты «сильные мира сего».

Казалось бы, при такой завязке можно было хорошенько вдарить по газам и преподнести зрителю кусочек пирога. Но нет, пирога не дали, хотя запах из пекарни шел довольно привлекательный. Винить в отсутствии пирога предлагаю все-таки сценарий — он, как ни крути, вызывает массу нареканий и вопросов, так что не надо мне тут сразу же ставить «минус» — лучше сначала сходите на фильм.

Смотревшие наверняка согласятся, что сама космическая станция в фильме оказалась раскрыта недостаточно, поэтому, стоит действию наконец-то перенестись на Элизиум, никакого контраста почему-то не чувствуется (думаю, что Элизиум вообще стоило не включать в фильм вплоть до финала — так ощущения были бы острее, да и режиссеру с оператором куда лучше удаются трущобы и пустошь, нежели «скромное обаяние буржуазии», будто бы даже и продемонстрировать было нечего).

Разумеется, голливудские воротилы всегда готовы осыпать молодого режиссера деньгами, была бы фирменная нравственная дилемма, которой нас пичкают все кому не лень уже который голливудский год (не подумайте, что я не поборник таких вещей — они очень даже нужны, но вот только не тут). В роли такого вот ненужного аппендикса здесь выступает маленькая девочка (а заодно и ее мама, и все детство главного героя). Девочка значительно снижает аппетит повествования да и речи у нее, мягко говоря, странные. Любой другой человек на месте главного героя уже пробкой бы выскочил из дома, но нет — Мэтт Дэймон стоит до конца.

Кстати, о леприконе — как долго может обычный человек (пусть и в чудо-юдо костюме) в таком критическом для здоровья состоянии сутками выдерживать такие немыслимые перегрузки?

Как я уже сказал, сценарий не блещет конструкцией — знающие люди уже успели ужаснуться тому, что целых два часа их неторопливо вели сквозь руины земной цивилизации к чудовищной мысли о том, что наркомана необходимо лечить, прежде всего, героином (надеюсь, не слишком завернул, господа смотревшие?).

Тем не менее, набирает ли фильм проходной балл? Еще как, и все это не в последнюю очередь благодаря комбинированной съемке, очаровательным спецэффектам, напряженной атмосфере в кадре и вообще на съемочной площадке, а также благодаря дерзости Шарлто Копли, осмелившегося украсть львиную долю экранного времени (которую вполне можно было потратить на ничем не блещущую еще одну страницу любви, да?), но фокус даже не в этом. Фокус в том, что вселенная функционирует даже при наличии неприятных в сценарии вещей, которые — вполне может статься — оказались неприятны только мне.

В целом фильм совершенно точно заслуживает просмотра, а Шарлто Копли — мое глубочайшее почтение.

7 из 10

P.S.: И, все-таки, «Район N9» выглядел малость посолиднее.

Рецензия от Funny_Rabbit

На что ты готов, ради жизни?

Сегодня съездила в кинотеатр на этот фильм. Еле успела на начало, но поговорим о кино.

Если честно, то я думала, что этот фильм будет немного похож на «Аватар», то есть, думала, что на Элизиуме будут красивые пейзажи, которые нам будут крупным планом показывать, как показывали планету Пандору. Все оказалось не совсем так. Нет, нам конечно показали спутник Элизиум, но этого было мало. Если взять весь хронометраж фильма, который составляет 109 минут, то Элизиум показывали минут 5, не больше. Я имею ввиду, под словом «показывали», пейзажи и конструкцию спутника.

Сюжет не совсем банален, но и не совсем свеж. Опять, людей разделяют на два сословия: богатые и бедные. Богатые живут на экологически-чистом спутнике Земли Элизиум, а бедные на грязной, полуразрушенной планете. Главный герой, житель загрезненного Лос-Анджелеса, Макс, хочет попасть на спутник, чтобы жить в роскоши. Но его желание увеличивается в сотни раз, когда он, на своей работе заражается смертельной дозой радиации, а, как известно, на Элизиуме есть специальный аппарат, который лечит от всех болезней. Чтобы поехать туда, Максу нужно выполнить опасную миссию.

Мэтт Дэймон отлично сыграл своего персонажа, который кстати, мне не очень понравился. Дело в том, что Макс, когда заразился радиацией, думал только о себе и ни о ком либо. Он своего друга отправил на гибель, не поблагодарив его, девочку не пытался спасти. Может мне конечно, это всё показалось. Джоди Фостер сыграла правительственное лицо на Элизиуме. Мне понравилось, как у нее это получилось.

Графика и спецэффекты воистину потрясающие. Эти взрывы, парящие вертолеты и самолеты, не только в атмосфере, но и в космосе! Сам Элизиум, просто гениален. По форме, напоминающий колесо велосипеда, внутри наполнен райскими местечками. Чем-то напомнил Турцию. Роботы визуально очень хорошо выглядят. И движения у них, кстати, какие-то неоднообразные получились.

Музыка здесь соответствует жанру, такая драйвовая. Понравилась. В фильме присутствует местами юмор, что дает пару раз улыбнуться во время просмотра.

7 из 10

Рецензия от pua

Зрелищная фантастика от создателя «Района N9» про социальное неравенство

Сирота Макс (Мэтт Деймон), как и все дети, с детства мечтал жить на «Элизиуме», огромной станции-спутнике, зависшей над Землей. Однако реальность расставила все по своим местам и он вырос в очередного работягу на заводе с сомнительным прошлым и отсутствием будущего. Обычный ход вещей прерывает несчастный случай: получив смертельную дозу облучения, единственным шансом для Макса остается любой ценой попасть в самое недоступное место в мире — на «Элизиум» и, возможно, изменить существующий порядок вещей.

Если в предыдущем фильме режиссера южноафриканского происхождения Нила Бломкампа человечество переживало встречу с расой абсолютно чужих, но достаточно безобидных пришельцев, ни с того ни с сего прилетевших в итак неблагополучный Йоханесбург, то в его новом «Элизиуме» хоть и нет пришельцев, но проблемы перед людьми стоят даже более глобальные. К 2154 году Земля окончательно превратилась в неблагополучную и захламленную помойку, а вместо красивого и многообещающего полета к Звездам элита просто перебралась на построенный на орбите огромный рай для богатых. И пока внизу на Земле люди, работая за гроши, не имеют даже элементарной медицинской помощи, те, кто попал на «Элизиум», подбирают себе элитное жилье с шикарными видами и излечиваются от любых болезней за пару секунд.

Режиссер Бломкамп ворвался в высшую лигу кинематографистов со своим псевдодокументальным фильмом про угнетение космических «креветок» в Южной Африке, продемонстрировав, что не бюджет делает фильм блокбастером, а, прежде всего, свежесть идеи и внятность высказывания. Ему удалось фактически из ничего создать идеальный научно-фантастический фильм, в котором есть все самое любимое в этом жанре: и оригинальность замысла, и зрелищность воплощения, и, что немаловажно, определенный контекст, заставляющий не просто смотреть за очередными стрелялками и догонялками в искусственных декорациях, но и искренне сопереживать одним и ненавидеть других.

После столь успешного дебюта надо отдать должное молодому постановщику, не сломавшемуся и не бросившемуся тут же на коленке снимать какой-нибудь «Район N 10», а честно взявшемуся за оригинальную историю, пусть и очень похожую по духу. «Элизиум» — это та же социальная и зрелищная (не путать с глупая) фантастика, в которой трущобы Йоханесбурга замены фавелами перенаселенного Лос-Анджелеса, пришельцы превратились в нищих и бесправных землян, а главный герой из среднестатистического клерка в среднестатистического рабочего. Главная движущая сила фильма осталась той же — глав герой, загнанный в угол волею обстоятельств, противостоит мощной и несправедливой системе, в которой так сильно угадываются многие черты нашей современной действительности. И уже далее в ход идут все необходимые атрибуты фантастики: космически шатлы, полицейские-дроиды, плазменные винтовки, безумные, но харизматичные наемники и, конечно, прекрасная дама сердца, ради которой не жалко и умереть …

Получив бюджет в три раза больший Бломкамп, с одной стороны делает нам в три раза красивее и зрелищнее (особенно мне приглянулся его новый вариант использования в экшен сценах набившего оскомину эффекта слоу-мо, взятого как будто из мира компьютерных игр), но при этом становится заметно, что этот же бюджет становится тем самым лишним грузом, которого не было раньше и который заставляет то тут, то там уступать в пользу более проверенных и традиционных форм рассказывать историю, а, в конце концов, и сводить все к обязательной скулосводящей морали и победы бобра над ослом. Если уж быть до конца честным со зрителем то никакой победы там нет, и не могло быть, а есть лишь ее иллюзия, временное удовлетворение сиюминутных потребностей вместо решения тех глобальных и по сути своей неразрешимых проблем, на которых строит свою историю режиссер. Как показывала нам не раз история, любая революция заканчивается если не тиранией, то автократией, а из благих намерений выложена дорога известно куда. И пусть «Элизиум» уже вышел не столь оригинальным и свежим как «Район N9», пусть финал картины отдает немного ложной приторностью, все равно режиссер Бломкамп снимает настоящее, правильное научно-фантастическое кино, а не те шаблонные конструкторы стоимостью под 200 млн, что регулярно выходят из под голливудского конвейера.

Рецензия от Gulid 13

Земля обетованная

Совсем скоро Земля начнет страдать от перенаселения и нетерпимого более загрязнения окружающей среды. Вся элита человеческого общества, имеющая на своем денежном счету достаточное количество средств, перемещается на космическую станцию Элизиум. Там нет болезней и даже не происходит процесс старения, свойственный малообеспеченным людям. Все остальные же, остались жить на захламленной Земле и все как один пытаются выжить всеми возможными способами. Бывший угонщик автомобилей по имени Макс Да Коста, начинает новую жизнь и устраивается работать на завод по производству роботов, исполняющих роль полицейских. Он мечтает заработать нужное количество денег и перебраться в райские кущи, по пути прихватив с собой старую знакомую, в которую Макс влюблен с детства. После одного очень важного случая в жизни, герой решает положить конец несправедливому расслоению. Не должны же ни в чем неповинные люди умирать только потому, что у них нет огромного денежного состояния. Естественно, такая миссия очень рискованна и опасна, но Макс готов на все ради восстановления справедливого равенства…

В последнее время, жанр фантастики снова набирает обороты и это не может не радовать. Только за этот год можно смело назвать несколько по настоящему успешных фантастических фильмов. К ним теперь смело можно приписывать и «Элизиум», которому наши локализаторы подставили странный подзаголовок «Рай не на Земле». Талантливый южноафриканский постановщик Нил Бломкамп, великолепно дебютировавший с малобюджетной социальной лентой «Район N9», слегка расширил рамки рассматриваемой темы. К тому же, после успеха истории про застрявших на нашей планете пришельцев, продюсеры расщедрились и выделили на создание этого проекта не самый маленький бюджет. И это значительно увеличило возможности Бломкампа, создавшего такую насыщенную визуальными эффектами картинку, что «Элизиум» смотрится солиднее многочисленных двухсот миллионных блокбастеров.

В целом же, мне фильм понравился. Получилась этакая смесь недавнего «Обливиона» и того же «Района N9». Обыгрываемые создателями социальные проблемы нашего общества, здесь никуда не делись. Только по сравнению со своей прошлой работой, Бломкамп слегка увеличил масштаб и вышел на новый уровень. Помимо добротного сценария и яркой картинки, насыщенной потрясающими спецэффектами, «Элизиум» наполнен качественной драматургией, которая не лишает происходящее своеобразного, но все же драйва. За развитием событий весьма интересно наблюдать, хотя стоит признать тот факт, что концовка получилась слегка затянутой, а это в свою очередь дало повод заскучать. Что еще не очень понравилось, так это излишняя предсказуемость. Все-таки, я ожидал чего-то более откровенного и оригинального, но это уже мои личные завышенные и немного не оправдавшиеся ожидания.

Очень понравилась атмосфера всеобщей разрухи. Не обошелся режиссер и без откровенной мясистости. Как всегда, с экрана обильно летели куски человеческой плоти, разрываемой гранатами или какими-либо другими взрывающимися приспособлениями. Во время подобных эпизодов, некоторое число зрителей в зале реагировало очень яро, попутно сопровождая все вздохами и ахами. Что еще порадовало, так это объемная картинка, которая и без всякого трехмерного эффекта погружала в происходящее с головой. Подобным качеством обладал и «Район N9», но там то масштабы были поменьше. Ну и еще стоит похвалить авторов за попытку в очередной показать насколько несправедливым является наш бренный мир. Жалко, что попытки исправить столь неприятную ситуацию предпринимаются только на экране.

Не обошлось и без своеобразного, но все-таки юмора. Его было очень много в самом начале и пусть он был слегка черноватым, но зато свою миссию разогреть зрителя перед началом основного действия, он успешно выполнил. Понравилась сцена, в которой главный герой издевался над роботом полицейским, оригинально ответив на его вопрос о содержимом рюкзака. Ближе к концу, забавы ушли в небытие и шествие взяла напряженная драма, которая удивительным образом здорово сочеталась с массивным визуальным пиршеством. В том, что эти два сложно сочетаемых аспекта смотрелись вместе так лаконично, несомненная заслуга Бломкампа. Прекрасно со своими задачами справились актеры.

Наголо бритый Мэтт Дэймон выглядел очень внушительно. Одного взгляда на его персонажа хватало, чтобы понять то, что перед тобой тип с криминальным прошлым. В остальном, Дэймон смотрелся молодцом и показал все, что от него требовалось для этой роли. Кто опять безумно порадовал, так это сверх харизматичный Шарлто Копли, вновь выделявшийся на фоне остальных свои партнеров, кстати, более известных и маститых. На этот раз, друг режиссера исполнил роль отрицательного персонажа и теперь в его коллекции самые разнообразные типажи. Что самое главное, в каждом из них Шарлто смотрелся великолепно и ни разу не ударил в грязь лицом. Его психованный наемник Крюгер запомнился не меньше, чем персонаж в исполнении Дэймона. Хорошо отыграла Джоди Фостер, которой удалось создать образ властной стервы, готовой на все ради безопасности высшего общества. Из остального актерского ансамбля выделил бы еще здорово вписавшуюся в свой образ Алиси Брагу, а также небольшую роль Уильяма Фихтнера, сыгравшего главного начальника завода, на котором работает главный герой.

В итоге, «Элизиум» представляет из себя наглядный пример качественной социальной фантастики, имеющей в наличии грамотно выстроенный сценарий, яркую картинку с мощными спецэффектами, и знатный актерский ансамбль. Кино достойное и может быть до подлинного шедевра не дотягивает, но просмотра однозначно заслуживает. Все вроде и хорошо, но есть некоторые минусы, но в остальном мне понравилось, так что оценка такая:

8 из 10

Рецензия от Jason Statham42

Elysium

Новый фильм режиссёра великолепного «Района N9» Нила Бломкампа был для меня одним из самых ожидаемых в этом году. Очень хотелось посмотреть на его новую работу, и я знал, что он не разочарует. Посмотрев кино, могу сказать, что получилось довольно интересное, динамичное и жесткое зрелище. Я, в общем, что ожидал от картины, то и получил, но немного в другой мере.

Нил Бломкамп четыре года назад снял отличнейший фильм «Район N9», и своей необычной картиной он смог удивить многих. Я надеялся на скорое продолжение в виде «Района N10», но Бломкамп предпочел другой фильм, опять же по своему сценарию, — «Элизиум». Сюжет картины развивается в 2154 году, в будущем, когда Земля оказалась под влиянием множества глобальных проблем. Богатые люди, смогли поселиться на Элизиуме, где живется легко, нет болезней, нет войн. А остальные вынуждены остаться на Земле. Бломкамп снял фантастический экшен, наполненный драматичностью, держащий в своей мрачноватой атмосфере до самого конца. Он опять снимает в своем стиле, показывая, что он очень талантливый режиссёр. Ему удается сделать картину более реальной, показывающей все так, как есть.

Экшен был довольно яркий, сам Элизиум и разрушенная Земля были показаны красиво, космолеты и роботы также понравились. Не ожидал, что картина будет настолько жесткой, некоторые моменты выглядели довольно кроваво. Неплохо смотрелась и экипировка главного героя. Операторская работа на высоте, музыкальное сопровождение также не подкачало, оно хорошо сочеталось с происходящим.

Главную роль исполнил Мэтт Дэймон, отыгрывает он хорошо, смотрелся вполне убедительно, вот только бритоголовым его не привычно было видеть. Понравилось то, как он в своей экипировке, которая кстати ему очень подходит, отрывал головы роботам. Джоди Фостер отлично смогла сыграть роль жесткого министра обороны на Элизиуме, которая не допустит, чтобы кто-то без спроса проник туда. Интересно она смотрелась в отрицательной роли. Лучше всех сыграл Шарлто Копли, он замечательно вжился в роль жесткого злодея, и отличным дополнением стал его самурайский меч. Я безумно рад видеть его на экране, после потрясающе исполненной роли в «Районе N9», он мне очень понравился, и после этого довелось его увидеть только в «Команде „А“». Здесь он примерил на себе роль антагониста, которая ему очень подошла. Алиси Брага вполне неплохо смотрелась, и не более. Уильям Фихтнер сыграл небольшую роль, но я все равно рад был его видеть.

«Элизиум» — это интересный, яркий, динамичный и зрелищный фильм, хороший пример научной фантастики. Актеры отыгрывают замечательно, спецэффекты порадовали. Нил Бломкапм снимает отличное кино, но все же, в чем-то не самое лучшее. Более масштабно, если сравнивать с тем же «Районом N9», но не лучше. Для многих это просто развлекательный экшен, но ведь режиссёр пытается донести своей картиной нечто большее. Мне понравилось, посмотрел с удовольствием, и всем советую.

8 из 10

Рецензия от Лебедев Глеб

Очередной супергерой

Первая половина смотрится практически на одном дыхании. По сюжету всё идёт ровно и показано правильно, Дэймон отлично справляется с ролью, но то что происходит после 30-40 минут фильма — катастрофа. Дабы не спойлерить сюжет не стану описывать провальные моменты фильма, выражу лишь собственное мнение в общих чертах.

После вступления и завязки главная идея с каждой минутой умирает, а основные актёры смотрятся всё более жалко и бездарно. Мэтт показывает не более двух эмоций, персонажа Джоди Фостер просто вышибают из кадра (не из сюжета, а просто убирают одного из главных героев с экрана), Алиси Брага (по сюжету мать больного ребёнка) явно никогда не имела детей и просто ужасно показывает материнские инстинкты. В целом, если бы это были Трансформеры или подобный им блокбастер, эмоции, показанные актёрами были бы выше всяких похвал. Но в картине с такой идеей и таким размахом это просто смешно. Из Ульяма Фихтнера сделали просто робота, а основная ставка пришлась не на раскрытие таланта Дэймона, а на явно полюбившегося режиссеру Шарлто Копли. И конечно он справился со своей задачей, но остальные герои остались вне игры. Если в начале фильма все и всё было на своих местах, то ближе к развязке начался настоящий маразм и провал за провалом.

В итоге хочется сказать, что концепция фильма рухнула и героям в конце уже не сопереживаешь, а патриотическая музыка совершенно не вызывает эмоций и не придаёт трагичности. Главная проблема фильма в то, что ему просто перестаёшь верить.

Отдельным плюсом хочу отметить работу оператора, так как в некоторых моментах он сильно спасал картинку интересными ракурсами.

За идею и уйму стараний

9 из 10

Рецензия от Jack Jumper

Утопия не может быть вечной

Уже лет пять TriStar Pictures не радовали зрителя хорошими фильмами. И вот на экран выходит фильм многообещающего молодого режиссера и сценариста Нила Бломкампа, который дебютировал с «Районом N9», а затем перенес в него всю свою команду в свое следующее творение. В Элизиуме, как и в первой картине Нила, действие разворачивается в не очень далеком будущем. Правда, в этот раз никто на землю не нападал, а земляне сами медленно, но верно, превратили планету в гигантскую помойку, а сами улетели на орбиту, чтобы жить долго и счастливо. Вот только одна проблема — улетели все самые богатые люди, а на земле остался не Валли мусор убирать, а миллионы простых смертных. Естественно, человечество, подобно «Параллельным мирам» или «Времени», разделилось на небожителей «Элизиума» и простых смертных, которые естественно пытались на этот Элизиум попасть, чтобы излечиться от всех недугов.

Предыстория всего этого орбитального мира в фильме очень слаба, и реализована субтитрами. Зрителя сразу переносят вниз на землю: наблюдать за нищетой и разрухой, где бывший бандит и разбойник Макс (Мэтт Дэймон) пытается начать жить нормальной жизнью. Ну и примерно в этот момент в общих чертах становится понятно, чем закончится фильм и к вопросу сценария, который не очень силен, возвращаться больше не стоит. Совсем абсурдных моментов в нем нет, и на том спасибо.

Отдельное спасибо Тренту Опалоку, также дебютировавшему в «Районе N9». Его операторская работа в Элизиуме, в некоторых моментах вызывает искренний восторг. Если бы фильм показывался в IMAX, то зритель мог бы себя почувствовать героем это фильма, буквально находясь в гуще событий.

Довольно сильный актерский состав хромает на одну ногу — Алиси Брага. Она сыграла абсолютно никак, т. е. как обычно для нее. Я — легенда, На дороге, Потрошители и теперь ещё Элизиум — это не одна актриса, это один и тот же персонаж. Серый, неправдоподобно страдающий, но симпатичный. В «Хищниках» и «Переправе» она хоть чуть-чуть показала, как умеет играть, но на большее пока её не хватает. Мэтт Дэймон и Джоди Фостер сыграли хорошо, далеко не на 100% своих возможностей, но смотреть на них очень приятно, хотя для обладательницы двух оскаров это, конечно, не уровень. Приятным сюрпризом стал Шарлто Копли, хоть его очень сложно узнать с этой невероятной бородой. Он знаком нам, опять же, по району номер 9 и Команде «А», в которой он сыграл похожего по эмоциональному уровню персонажа. Ну, очень уж хорошо у него получается играть психов. Остальные актеры совсем не выделяются и смешиваются с массовкой.

Фильм заслуживает просмотра на все 100%. Может быть это не шедевр, без особых претензий на награды и сборы, но картина очень достойная.

7 из 10

Рецензия от Вадя Ротор

Как-то оно не так, что-то оно не то…

Эта рецензия будет субъективной. Лично я от «Элизиума» не в восторге. И не потому, что фильм плохой (он, можно сказать, хороший, его, пожалуй, можно рекомендовать), а оттого, что лично я не получил от него, что ожидал.

Что меня привлекло? Конечно же, трейлер, в котором упор делался на роскошное космическое обиталище. Космические станции — это вообще одна из моих любимых тем, я обожаю всякие цилиндры О`Нила, Стэнфордские торы и прочие сферы Бернала, и новость, что об этом сняли фильм, я воспринял с большим воодушевлением. В предвкушении просмотрел все трейлеры, нашел на просторах Ютуба даже допматериал, где создатели картины более подробно рассказывают о концепции изображенной в ней космической станции… Но увидев фильм, с разочарованием убедился, что показанные в трейлерах кадры этого жилища — почти что полное собрание его пейзажей, и в ленте вообще сами сцены не такие масштабные, как можно предположить по трейлерам, а более камерные.

Ну ладно, это полбеды. Другая половина состоит в том, что фильм, будучи современным, несет на себе и стилистические особенности современных боевиков: пыльные и грязные пейзажи, от которых глаз устает и которые быстро надоедают, чересчур утрированная антиутопичность, тряска камеры, особенно в экшн-сценах, да и пришпоренный монтаж и сокращенные (лучше сказать обчикрыженные) по самое некуда сцены, особенно диалоги. В нескольких диалогах было четко видно, что изначально они длиннее, но их просто укоротили, чтобы пришпорить темп. Ну и наконец, страдальческая музыка, горестные завывания на фоне замедленных кадров, которые призваны добавить драматизма, но на деле просто раздражают. На мой взгляд, подбор музыки здесь неудачен. Товарищи, раз вы создали ярких персонажей и яркий образ космической станции, потрудитесь добавить в фильм яркую музыкальную тему, чтобы слыша ее, мы все вспоминали это кино. Такая вот нехваталовка.

Я предпочел бы, чтобы фильм был на 15-20 минут длиннее, но все сцены были показаны более обстоятельно, не в такой спешке, словно я смотрю не фильм, а его краткий пересказ. Ну, понятно: меньше хронометраж — больше сеансов в сутки, то есть, больше проданных билетов и заработанных бабок. И пришпоренное действие, чтобы современный зритель, привыкший к хаотичному потоку информации, не зевал. Да, признаю, что фильм нигде не провисает и равномерный темп сохраняется на всем его протяжении… Но… Но.

Мэтт Дэймон и Алиси Брага на высоте, к актерской игре претензий нет. Стоит заметить, что здесь вновь играют вместе Джоди Фостер и Уильям Фихтнер, но если в «Контакте» 16 лет назад они играли сугубо положительных персонажей, то сейчас они оба отрицательные; притом Джоди Фостер, похоже, впервые в карьере играет злодейку, а для Уильяма это уже привычное дело: совсем недавно мы его видели в роли главного злодея в «Одиноком Рейнджере». Как всегда, хотелось бы, чтобы Джоди Фостер получила побольше экранного времени, а не противный бородатый злодей, хотя образы их обоих, независимо от хронометража, не раскрыты, а их непротивление смерти (увидите, о чем я) озадачивает: что, ваша жизнь копейка? Как, впрочем, не раскрыт и главный образ этого фильма — космическая станция. Ей надо было бы минимум вдвое больше времени уделить, на мой взгляд, а то ее в начале фильма немного показали, а затем только вскользь, что меня и огорчило. Но кто-то ждет от этой картины другого, наверно, он не такой эстет, а смотрит проще, так что ему лента понравится. Ни с кем не буду спорить, фильм неплохой. Однако для меня он недостаточно хороший.

Рецензия от ashwell

Он хотел жить

После ошеломительного успеха, как среди зрителей, так и академиков дебютного проекта Нила Бломкампа, следующую работу многие ждали с особым нетерпением. Самородок, каких немного, смог крайне оригинальным образом вскрыть старую болячку общества, которое давным-давно разделилось на два класса. В картине Elysium автор продолжает идти по уже проторенной тропе, выбросив все лишнее и сконцентрировавшись на людях и их проблемах.

Сухо сказать, что получилось, значит не сказать ничего. Наблюдать, как искренний человек, выиграв билет на свой Элизиум, так старательно и трепетно, с наивным внутренним голосом, пытается достучаться до социума, увлекательно. Сменив нить повествования с псевдодокументалистики до классического, одностороннего действия, автор, безусловно, потерял обаяния. Имея очень интересную задумку, режиссер Района N9, пошел по пути наименьшего сопротивления, оттого, может показаться, что что-то пошло не так. На деле же, несмотря на «голливудскую вылизанность», перед нами все тот же старый знакомый, который знает толк в фантастике…

… и жестокости. Да-да, несмотря на сказочность происходящего, перед нами не просто захватывающая, но и жестокая история, где оторванная голова еще не означает гибель человека. Смотрится ошеломительно и интригующе. Предъявлять претензии к картинке, по старой традиции Голливуда, не выходит. Все выглядит натуралистично, изящно и…

… не так, как у всех. Отдельный абзац стоит посветить актерским работам, которые получились по-разному. Если Мэтт Деймон снова сыграл не шибко выразительного героя, которым он, по сути, не является, то любимчик режиссера Шарлто Копли порвал многие шаблоны антагонистов в кино. О Джуди Фостер сказать что-то внятное, не получается, так как ее слишком мало на экране.

Все же, главным недостатком картины, который не дает фильму стать нечто большим, чем просто хорошей фантастикой является, как ни странно, сюжетная наивность. Автор, романтик в душе, потому он без особых проблем, для себя, может представить, что добро побеждает зло, практически без жертв и усилий. Но как показывает история, это совсем далеко от правды.

Вердикт: Самодостаточное кино, которое совсем немного уступает Району N9.

Рецензия от alex-astra

Элизиум интересен прежде всего тем, что это вторая работа в рамках большого метра Нила Бломкампа. Все помнят его дебют, «Район N9»(2009), который стал маленькой сенсацией и привнес некоторую порцию новизны в жанровое кино. Тот фильм, спродюсированный Питером Джексоном, явил собой довольно редкий для современного кинематографа продукт, сочетающий в себе зрелищность развлекательного кинематографа и ярко выраженную творческую индивидуальность режиссера, свойственную скорее авторскому кино. Конечно, кое-кому брутальность Бломкампа показалась несколько излишней, но в целом зритель и критики были в восторге. При бюджете в 30 миллионов фильм собрал более 200 и был даже номинирован на фильм года.

После такого громкого успеха, Бломкамп получил предложение от крупного мейджора SONY, и многим не терпелось узнать, как распорядиться новыми возможностями Бломкамп, в каком направлении станет развивать свой талант.

«Элизиум» в отличии от «Района N9» вышел настоящим фантастическим блокбастером, с крупным бюджетом и звездой в главной роли. В плане визуальных эффектов, декораций, монтажа, новый фильм шагнул далеко вперед. Правда все это в первую очередь касается той части фильма, события которой связаны непосредственно с самим «Элизиумом» — колоссальной орбитальной станцией, куда переселилась «обеспеченная» часть Земли. Удел остальных — выживать на грязной, перенаселенной планете, превратившейся в одну большую страну третьего мира. Сама концепция орбитального рая, его художественное воплощение — безупречны, и то, что мы видим на экране, действительно впечатляет.

Что же касается происходящего на Земле, то внешне эта часть фильма во многом напоминает сцены из «РайонаN9». Мексиканские трущобы и свалки точь-в-точь как в предместьях Йоханнесбурга, а рассекающие в небе корабли, вышагивающие дроиды, разнообразное оружие, словно реквизиты, оставшиеся после съемок предыдущего фильма. Словом на экране мы видим все то, что Бломкамп так любит снимать, художественный подчерк налицо (сказывается его опыт работы художником — аниматором и специалистом по спецэффектам). Но временами появляется ощущение, что режиссер лишь переснял свой старый фильм, добавив масштабности и зрелищности.

Никуда не пропал и социальный подтекст, ярко выраженным наличием которого, во многом подкупил кинообщественность дебют Бломкампа. Правда социальная проблематика, предложенная им в этот раз слишком проста и очевидна, и развить ее обсуждение до сколько-нибудь серьезного уровня так и не смог (или не хотел), и существует скорее для придания фильму особого колорита и убедительности. На этот раз, все нарастающее социальное напряжение сегодняшнего дня, Бломкамп экстраполирует в будущее, таким образом выстраивая систему мира, истоки которого мы наблюдаем уже сегодня. Точно так и фантастическая идея, слишком поверхностна и служит красивым фоном для увлекательного экшена.

Да, «Элизиум» прежде всего динамичный, остросюжетный триллер-боевик, с элементами социальной фантастики. Который, к слову, смотрится весьма увлекательно и напряженно. Особенно, если действие разворачиваются вблизи или на поверхности блистательного «Элизиума» — тут мы становимся свидетелями превосходных по исполнению и красоте сцен, вроде крушение корабля на зеленые пасторальные лужайки, ровные ряды пальм и уютные домики с колоннами и бассейнами. Даже жаль, что этих сцен не так много в фильме. Их явно могло быть больше.

К Сценарию, если не вдаваться в детали, претензий нет. Но это если не вдаваться. Если копнуть поглубже, то на поверхность могут вылезти многочисленные «странности», которые вызывают вопросы. Но, как уже было сказано, разбираться с этим нет никакого желания. Фильм с первых минут увлекает и выглядит дорого и качественно.

И пожалуй только главный вопрос, который Нил Бломкамп ставит в финале не дает покоя, — это будущее самого «Элизиума». И возможно ли, предложенным им образом сделать всех людей счастливыми? Или же существует иной способ???

7 из 10

Читайте также

Один комментарий »

  • Настя :

    Мнe фильм пoнравился. Нa мoй взгляд кaртина oчень клaссная!

Оставить комментарий

Вы можете использовать эти тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>