«Я измучил вас, а вы все равно со мной»
Сюжет строится вокруг одного эпизода из жизни Владимира Высоцкого (Сергей Безруков), когда в 1979 г. во время гастролей в Бухаре артист пережил клиническую смерть. В фильме внимание сосредоточено в основном на истории его саморазрушения, вкупе с мотивом несвободы, выраженным через фигуры сотрудников кгб, пасущих нелегальный советский «шоу-бизнес» и самого актера-звезду.
Это ни в коем случае не биографическая лента и не документальный фильм, могущий претендовать на историческую достоверность. Как комикс «300 спартанцев» не о Греко-персидской войне, так и «Высоцкий» не фильм о личности Высоцкого, ни о его песнях или сценическом творчестве. Скорее это художественной взгляд на срез времени с использованием образа боготворимого в бывшем СССР артисте. Причем, очевидно, не бесстрастный взгляд, поскольку автором сценария выступил сын Высоцкого Никита.
Фильм привлекает своей по-голливудски яркой картинкой, масштабом съемок, характерным использованием музыки, подстегивающей напряжение действа. Да и схема драматургии сделана как будто на западный манер: динамично скроенный сюжет из одного события с подачей в стиле желтого таблоида, но парадоксальным образом возносящего главного героя на уровень духовной иконы.
Настроение картины преимущественно тяжелое из-за показа наркотической зависимости, людей с двусмысленными моральными повадками, «застойной» спертости. Но в ней есть ближе к концу несколько важных моментов, образов и мыслей о страдании, о силе и слабости, об обношении к людям, которые действительно задевают и являются, пожалуй, главным над всей остальной мишурой. В принципе, те же мысли можно было передать и в фильме без столь значительной фигуры, но так бы не было шумихи, скандальности, людей в кинотеатрах и кассы.
Для меня тут есть три недостатка:
1. Скандальный грим — он поражает и довольно точно воспроизводит внешность Высоцкого. Но во-первых, его применение органично смотрится только в определенных ракурсах и свете, и в моментах, продиктованных драматургией. В остальное время видны и огрехи и пластиковость, и неестественный цвет — лицо превращается в восковую маску. Во-вторых, он уничтожает смысл актерской работы. Безруков тут выступает лишь в качестве штатива для тяжеловесной маски, да еще и озвучивает его Никита Высоцкий. Основную игру строят второстепенные персонажи. Мне больше интересно не копирование посмертной маски, а творческая интерпретация.
2. Традиционный для русского кино надрыв в актерской игре, желание показать «всё, что умею», и от того — ощущение перетягивания одеяла в актерском ансамбле. Особенно заметно у Андрея Панина, впрочем сам по себе каждый неплох. Понравились роли Смолякова и особенно Оксаны Акиньшиной, наверное из-за простоты и «бледности» подачи, естественности в вырисовывании характера.
3. Операторско-осветительские огрехи, зачастую не подкрепленные сюжетным смыслом. Не понимаю, как можно делать столь глянцевую картинку, но не проработать банальную экспонометрию, тем более на портретных планах. Мой глаз коробят постоянно выбитые света на солнце, а солнца в Узбекистане много.
В целом, фильм крайне неоднозначный, но неплохой для российского массового кинематографа.
7 из 10
Оставить комментарий